понедельник, 26 октября 2015 г.

Дэн Симмонс. Восход Эндимиона

Эпиграфом к этой тетралогии очень бы подошла библейская цитата: «Кто потеряет душу свою ради меня, тот обретёт её».
И это при том, что слово «душа» в будущем мире, придуманном (или угаданном?) писателем-фантастом, приобретает другой смысл. Там есть технология создания кибрида – создаётся копия реально жившего человека, Джона Китса.

Что это – переселение душ? Или перенос информации?

Есть также технология крестоформа – маленькая сущность вживляется в тело человека, и после его гибели (через 3 дня) воссоздаёт его заново, как новенького.

Крестоформ оживляет что? Тело, а душу?

Что такое человеческая индивидуальность? Совокупность информации о ДНК и личности человека, которую можно просто перезаписать на другой «носитель» (как это происходит в романе с Джоном Китсом и некоторыми другими персонажами) или восстановить человека «по памяти», как делает крестоформ?
Как-то слишком механистично.
Церковь, действующая в романе, стремится придать божественный смысл технологии оживления людей, но эти потуги выглядят жалко и неубедительно. Автор, по-видимому, непримиримый атеист.
В последней книге тетралогии начинается крестовый поход «возрождённых христиан» против непослушных миров, и 16-летняя Энея, дочь кибрида Джона Китса, начинает действовать (хотя почти до конца книги непонятно, в чем состоит её роль, версий множество). Все, знающие Энею, готовы отдать жизнь ради неё, но никто еще не знает, кому предстоит принести самую тяжелую жертву.
«Мы пришли к выводу, что эта девочка обладает способностью физически и психически воздействовать на тех подданных Священной Империи, которые вступают с ней в контакт», – говорит Великий Инквизитор, один из самых жутких персонажей романа. А представители искусственного разума убеждают людей, что Энея – вирус, который уничтожит бессмертие, власть Ордена и всё человечество.
И теперь уже за ней охотится не только Орден новых христиан, но и могущественная Гильдия торговцев, и Техно-Центр, и кто-то еще. Энея – не только объект ужаса и ненависти, но и желанный трофей.
«Победителю достается всё – власть, бессмертие, богатство, превосходящее всякое воображение. Проигравшему – полное разорение, истинная смерть и вечное рабство всех потомков», – думает глава Гильдии торговцев. 
При этом власть предержащие дурят друг друга и народ, как хотят.
Происходящее в романе вызывает параллели с современной историей. В какой-то момент правители государства объявляют подданным «всю правду». По прошествии времени она оказывается только частью правды. Спустя определенное количество лет представители власти вновь выступают с шокирующей вестью о том, как на самом деле обстоят дела. Эта «правда» спустя десятилетия оказывается полуправдой. И наконец – новые откровения сильных мира сего («уже самая что ни на есть правда»), которые на поверку оказываются стопроцентным враньём. Политика…
Но именно такой ход сюжета добавляет интриги, читатель всё время в напряжении: тайны вроде бы раскрываются, но потом оказывается, что это обман, дымовая завеса.
Тетралогию "Песни Гипериона", конечно, имеет смысл читать с начала до конца, ничего не пропуская, – только тогда есть полное понимание всех событий, и замыкаются все логические цепочки. Финал – ошеломляющий. Последняя книга – самая пронзительная в постижении природы человека, в понимании истинного значения любви и смерти.
Роман очень сложный с философской точки зрения, и он вдребезги ломает представления о том, что фантастика – легкий жанр. Это та самая «сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок».
В заключение – еще об одном: в сюжете тетралогии Дэна Симмонса большую роль играют сны героев. В один из вечеров я закрыла книгу, дочитав такой диалог Рауля и маленькой Энеи:
- Значит, тебе просто приснился сон…
- Не «просто сон», - проговорила девочка, садясь прямо. – Мои сны… Это больше, чем сны…
И что вы думаете? В эту ночь мне приснился «не просто сон». Таких снов за всю мою жизнь было немного, каждый из них я помню долгие годы.
Фантастика? Ну-ну…

Прочитать «Восход Эндимиона» online можно ЗДЕСЬ.

понедельник, 19 октября 2015 г.

Дэн Симмонс. Эндимион

Начну с предыстории создания «Песен Гипериона».

Оказалось, что, подобно «Властелину колец», «Гиперион» родился из сказки, точнее, из научно-фантастической истории, рассказанной детям. На протяжении учебного года учитель Симмонс каждый день рассказывал своим ученикам по кусочку. 182 дня по полчаса…
Дети – самые суровые критики. Они замечали малейшие несоответствия, ничего не забывали и требовали всё новых и новых подробностей. Чертились карты, составлялись схемы, диаграммы и списки персонажей. Были нарисованы даже портреты. То, что начиналось как игра, превратилось в «миростроительство»; и построенный мир оказалось нелегко покинуть, столь глубоко проработанным и интересным он был. Дэн Симмонс распорядился им по-хозяйски – использовал как фундамент для создания дилогии «Гиперион» и «Падение Гипериона».

А через 6 лет после неё появилось продолжение: «Эндимион». Действие этой книги происходит два с половиной века спустя, мир бывшей Гегемонии разительно изменился.
Огромной частью миров правит Орден, «новые христиане», которые обещают своим адептам бессмертие с помощью вживленного в тело «крестоформа», оживляющего умерших. Но есть и непокорные – такие, как Рауль Эндимион. Он не хочет бессмертия. С подобными «отщепенцами» Орден борется всеми средствами.

Согласно предсказаниям, в назначенный час на планете Гиперион появляется маленькая Энея. Предсказатели назвали её «Та, которая учит» и прочили ей способность изменить мир. На самом деле – это растерянная и испуганная девчушка… Да – умная, одаренная чутьём и предвидением, как и многие дети. Но сама себя спасти она не может, тут нужна другая сила – и эта сила находится у «отщепенца» Рауля.
Орден «новых христиан» устраивает крестовый поход против маленькой девочки, объявив её воплощением зла и направив против неё робота-убийцу. Ничего не напоминает?
Да, сюжет похож на «Терминатора», но движется совершенно в другой плоскости, в другом мире с иной системой ценностей.
Когда Энея заявляет: «Мне кажется, я попала в Тёмные Века», - даже противник этого мироустройства Рауль Эндимион обижается:
- Всё не так страшно. Вспомни, Орден победил смерть. Благодаря этому открытию стало возможным регулировать численность населения. Большинство «воскрешенцев» полагают, что пришли в мир надолго – по крайней мере на несколько сотен лет, а если повезёт, то и на тысячу. Они не торопятся что-либо менять, поскольку спешить им некуда.
А ведь это проблема! Всем известно, что такое человеческий консерватизм. Представьте: вам предстоит жить много веков. Захотите ли вы менять такой удобный и понятный мир? И не захочется ли вам уничтожить любых противников такой «стабильности»?
Казалось бы, в предыдущей книге («Падение Гипериона») главные тайны были раскрыты и узлы разрублены. Но это не так. Тайные причины событий продолжают раскручиваться, как бесконечная спираль.
Преимущество этой части романа: приключения Рауля и Энеи, их путешествия по разным мирам в поисках спасения описаны необычайно ярко и увлекательно. И заканчивается книга на самом пике: когда в горькое существование обреченного на смерть героя вдруг врывается свет надежды – на жизнь, на любовь…
Но об этом дальше – в заключительной части тетралогии «Песен Гипериона».

Прочитать «Эндимион» online можно ЗДЕСЬ.

воскресенье, 18 октября 2015 г.

Дэн Симмонс. Падение Гипериона

Гегемония Человека – казалось бы, процветающее содружество планет. Она объединена миллионами порталов, через которые можно за секунды попасть с одной планеты на другую. Эти порталы создал искусственный разум – Техно-Центр.
Но Гегемония построена на философии слуг и господ. Низшие биологические виды не имеют права стать разумными существами.
- Мы расползлись по всей галактике, как раковые клетки по живому организму. Размножаемся, не думая о бесчисленных живых существах, которые гибнут и хиреют в биологических тупиках, чтобы мы плодились и благоденствовали. Безжалостно истребляем своих конкурентов по разуму…
Юпитерианские существа – цеппелины – были истреблены охотниками.
- Никто не доказал, что они разумны, - возразил Дюре.
- Они пели, - с горечью сказал тамплиер. – Разделенные тысячами километров атмосферы, они общались друг с другом песнями, исполненными смысла, любви и печали. А их выслеживали и убивали, как Белых китов на Старой Земле.
Средоточие искусственного интеллекта – Техно-Центр – в Гегемонии до поры воспринимается, как обслуга (мы, люди, создали искусственный интеллект, который должен служить нам).
Но в ТехноЦентре ИскИны – представители искусственного интеллекта – пытаются создать своего Бога. Зачем? Они и так уже могут всё. Возможно, для того, чтобы избавиться от назойливых людишек…
Главное событие второй книги – сокрушительное нашествие на Гегемонию космических варваров – Бродяг. Они представляются чудовищами, но вот мы видим их, слушающих музыку Моцарта.
В первых рядах сидели худые индивидуумы в легких синих балахонах, бледные и безволосые, как эстеты с Эпсилона Эридана. Но ими аудитория отнюдь не ограничивалась. Обитателям Сети и не снилось такое разнообразие форм. Люди, заросшие шерстью, покрытые чешуей и мохнатые, как пчелы, с фасетчатыми глазами и усиками-антеннами. Хрупкие, как фигурки из проволоки, с черными крыльями, в которые они запахивались, как в плащи. Коренастые и мускулистые, как африканские буйволы, - их, должно быть, создавали для планет с высокой гравитацией; даже лузианцы показались бы рядом с ними дистрофиками. Какие-то диковинные существа, обросшие рыжей шерстью, - длиннорукие, с короткими туловищами. Если бы не глаза, светившиеся умом, их можно было бы принять за известных Тео по учебникам земных животных, называвшихся орангутангами. Некоторые больше походили на лемуров, чем на гуманоидов. На орлов, медведей, львов или на древних антропоидов, чем на обычных людей. И всё же это были именно люди. Внимательные глаза, расслабленные позы и сотни других едва уловимых признаков принадлежности к роду человеческому (даже то, как существо с крыльями бабочки извечным материнским жестом прижимало к груди своего крылатого младенца) говорили о том, что это не инопланетяне и не животные…
Тео Лейн только покачал головой. Эти красивые, почти эфирные создания с выразительными лицами – варвары-Бродяги?
А если не они, то кто уничтожает Гегемонию Человека?
- Друзья мои, сограждане, - раздался голос Гладстон, - в последний раз обращаюсь я к вам в качестве секретаря Сената. Ужасная война, которая опустошила уже три из наших миров и вот-вот обрушится на четвертый, считалась вторжением Бродяг, но это не так. Это ложь. ˂˃ За этим вторжением стоит Техно-Центр. На Техно-Центре лежит вина за долгую эпоху комфортабельной духовной тьмы, за попытку истребить человечество, стереть нас с лица вселенной и заменить богом-машиной, которого они создали. ˂˃ Они считают нас своими рабами, и так будет всегда, пока существует Сеть, пока наша Гегемония соединена порталами. ˂˃
- Поэтому, - голос Мейны Гладстон дрогнул от волнения – я как секретарь Совета Гегемонии Человека дала «добро» подразделениям ВКС на уничтожение всех сфер сингулярности и порталов нуль-Т, о существовании которых нам известно.
Взрыв – и Сеть исчезла навсегда.
263 сферы сингулярности, соединившие 72 миллиона с лишним порталов нуль-Т, были уничтожены в течение 2,6 секунды.
После 7 веков существования инфосферы (по меньшей мере 4 из которых без неё уже не мыслили жизни) она исчезла, растаяла в воздухе вместе с Альтингом, всеми инфоканалами, подключениями и связями. В этот миг сотни тысяч граждан лишились разума или впали в кататонический шок – исчезло нечто, заменявшее им зрение и слух.
Абсолютное большинство этих граждан даже не умели читать – а зачем? Ведь информация через импланты поступала непосредственно в мозг.
Что же будет с человечеством дальше? Об этом мы узнаем в третьей книге тетралогии Дэна Симмонса.
Очень важно! В этом романе переплетается несколько проблем, которые возникают не в фантастическом будущем, а уже сегодня:
  1. Противоречие между государством и человечностью.
  2. Экологическое варварство.
  3. Зависимость человека от искусственного разума.
  4. Возможность генетических экспериментов с людьми.
  5. Что одержит верх в человеческой природе: животное или духовное начало?
Последняя проблема самая, пожалуй, важная – она пронизывает весь сюжет.
Это книга не для легкого чтения, это не космические стрелялки и прыжки сквозь время. Роман очень сложный, многослойный. Верхний, событийный ряд – захватывает динамикой приключений героев. Второй, более глубокий – это истинные причины событий: чтобы их понять – приходится пройти практически через детективное расследование. Глубинный слой романа – непрерывная ассоциативная связь с жизнью поэта Джона Китса и его произведениями. А еще глубже, как и положено – критическое осмысление библейских ценностей.
Те, кого это не пугает, получат массу удовольствия и пищи для размышлений, читая продолжение книги.

Прочитать «Падение Гипериона» online можно ЗДЕСЬ.