среда, 29 июля 2015 г.

Алексей Иванов. Летоисчисление от Иоанна

В некоторых изданиях на обложке есть подзаголовок: по фильму Павла Лунгина  «Царь». Конечно, не «по фильму» – сначала Алексей Иванов написал сценарий, режиссер Павел Лунгин его переработал и снял фильм, а писатель, как это бывает, решил дать еще одну жизнь своему творению и превратил его в роман. Я начала с книжки, потом посмотрела кино. Дело этим не ограничилось: долго изучала исторические сведения о персонажах романа, их родословные (интересно: потомки палачей и садистов, описанных в книге, судя по всему, «ответили» за грехи своих отцов – судьбы их ужасны).
В книге Алексея Иванова царь Иоанн – запутавшийся человек: некогда справедливый государь внутренне переродился, теперь он – юродивый с манией величия. Друг детства Федор Колычев (митрополит Филипп) его не узнаёт.
Филипп встал рядом с Иоанном на колени и, успокаивая, погладил царя по плечу.
- Покайся, Ваня. И тебе легче, и Господу, - тихо попросил Филипп.
Иоанн дернул плечом, сбрасывая руку митрополита. Федька дурак, он ничего не понял.
Кто должен каяться? Он царь. Он должен спасти свой народ. Не просто так спасти – на Страшном суде спасти. Для этого надо, чтобы народ в него верил. А в кого верят? В Христа. Где Христос перед Страшным судом? На земле. Кто, значит, он, Иоанн? Исус.
Народ должен верить в него, потому что он – Исус. Это в нём перед Концом Света воплотился Господь. Кто не поверит, те умрут.
Фрагмент картины В. Васнецова
«Царь Иван Васильевич Грозный»
В оставшейся части книги это и происходит: герои погибают один за другим, их казни изощренно разнообразны, зверства и издевательства палачей-опричников становятся всё более страшными...
Столкновение царя Иоанна, который претендует на духовное лидерство нации, и митрополита Филиппа – заканчивается предсказуемо.
Федька должен замолчать! Не потому, что сеет смуту. Не потому, что обличает. Плевал на это Иоанн. Федька должен замолчать, потому что он не способен увидеть в Иоанне отваги разрушать старые миры и дара созидать новые. Он оскорбляет Иоанна-творца, Иоанна-Исуса.
Митрополит низложен, избит, осуждён. Его племянник Иван Колычев на плахе под пытками отказывается признать вину дяди и платит за это головой.
Филипп наклонился и поднял голову Колычева. Федька Басманов от растерянности даже выронил веревку.
Толпа смотрела на владыку.
Филипп держал голову Колычева в ладонях – лицом к своему лицу. Кровь из головы капала на помост. Глаза еще бегали за опущенными веками, а губы прыгали, будто что-то договаривали.
- Твои уста не солгали, и мои не солгут, - потрясенно поклялся Филипп и поцеловал голову Колычева в дрожащие, тёплые губы.
Алексей Басманов вновь вопросительно посмотрел на Иоанна, показал окровавленный топор и кивнул на Филиппа.
Но Иоанн уже поднимался с кресла – устало и разочарованно. Он только бессильно махнул рукой и, сгорбившись, пошёл с паперти, не оборачиваясь.
Царь Иоанн (П. Мамонов) в фильме П. Лунгина «Царь»
Это далеко не самая страшная сцена романа, в котором Иоанн Грозный казни и пытки воспринимает как шоу, даже устраивает из них потеху для народа. И при этом видна другая сторона его личности: он высокообразованный  и крайне религиозный человек (врезалась в память сцена из фильма: царь вместе с опричниками поют молитвы в храме – это сильно!). Вот уж верно говорил Митя Карамазов у Достоевского: «…высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом Содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом Содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны и горит от него сердце его, и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы. Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил».
Во время чтения библиотечной книги заметила между страничек шелуху от семечек. Эти ужасы кто-то читал, лузгая семечки! Без комментариев.
Филипп (О. Янковский) в фильме П. Лунгина «Царь»
Посмотрела фильм Павла Лунгина, который впервые был показан в мае 2009 года в Америке и только в ноябре  – в России. Что в нём поняли американцы, хрустя попкорном и глядя на бесчинства русских варваров? Что увидели русские, кроме банального повторения истории?
«Народ безмолвствует» (А. Пушкин).
Фильм отличается несколько иной трактовкой образа Филиппа (его играет Олег Янковский), а Иван Грозный (Петр Мамонов) – именно такой, каким я его ожидала увидеть.

Каждому – своё: монахам, пожелавшим принять смерть вместе с Филиппом – последняя свобода спасённой души; царю с присными – последняя пустота вымершей Москвы.

3 комментария:

  1. Книгу не читала, фильм смотрела. Игра П.Мамонова и О.Янковского потрясающая.
    Судя по отзыву, Елена, в книге немало сцен насилия. В фильме их тоже хватает. Значит, книгу, как и фильм, нельзя читать-смотреть некоторым людям.
    А вообще время интересное в книге: эпоха Ивана Грозного привлекла меня ещё после романа "Князь Серебряный" А.К. Толстого.
    Спасибо, Елена, за интересный отзыв!

    ОтветитьУдалить
  2. Книгу не читала, фильм смотрела. Игра П.Мамонова и О.Янковского потрясающая.
    Судя по отзыву, Елена, в книге немало сцен насилия. В фильме их тоже хватает. Значит, книгу, как и фильм, нельзя читать-смотреть некоторым людям.
    А вообще время интересное в книге: эпоха Ивана Грозного привлекла меня ещё после романа "Князь Серебряный" А.К. Толстого.
    Спасибо, Елена, за интересный отзыв!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, Ольга Николаевна, книга и фильм - не для слабонервных, особенно это касается людей моего возраста - за 50. А молодое поколение, судя по их пристрастию к фильмам ужасов, более отстранённо к этому относится (семечки лузгают, читая книгу). Для меня самое большое потрясение - то, что это было в действительности. Книгу читала, главным образом, стремясь понять причины изменения личности царя, но не очень в этом преуспела - перешла на исторические источники.

      Удалить