суббота, 17 января 2015 г.

Виктория Райхер. Йошкин дом

Виктория Райхер
Никогда раньше не слышала об этом авторе. Но после новогоднего пожелания Елены Ворониной поняла, что книга особенная, и скачала её в интернете.
Первое, что зацепило мой взгляд – название книги: нечто среднее между «йошкин кот» и «кошкин дом» (других ассоциаций у меня не возникло). Первый же рассказ дал понять, о каком доме речь, но возможно, у названия есть еще какой-то подтекст.
Небольшое отступление. В электронной версии, которую я скачала, оказалось такое немыслимое количество ошибок, что мне хотелось погрузить в кипящую лаву тех деятелей, которые цифровали (уродовали) беззащитную книгу! Потом немного успокоилась и подумала: будем считать, что безграмотные оцифровщики нарочно нервируют читателя, чтобы создать соответствующий эмоциональный фон. Впечатление, что некто поднял шлагбаум и сказал: «Дорога к безумию открыта!»
А ведь и верно – содержание многих рассказов можно выразить именно так: дорога к безумию. Автор пишет со знанием дела, она психолог.
Начиная читать, я тихо страдала: уж слишком много было искривлений сознания на квадратный сантиметр книжной поверхности. А заканчивая чтение, была побеждена, очарована и влюблена в рассказы Виктории Райхер, из которых состоит книга.
Не знаю, специально так сделала писательница или нет, но самые печальные и жуткие рассказы помещены в начале книги. После них, как после войны, уже всё видится в другом свете. Полумистические повести из дома скорби и дома престарелых, истории одиночества нагоняют такую тоску, от которой спасения нет. А потом уже легче.
Л. Н. Толстой писал, что в своем романе «Анна Каренина» он больше всего любил «мысль семейную». Эти слова бились во мне во время чтения рассказов Виктории Райхер, потому что для неё «мысль семейная» – пожалуй, главное, что объединяет эти, такие разные истории. Эгоизм и деспотизм родителей, чьи дети соскальзывают в безумие (рассказ «Лицевая вязка»), так пугают, что нормальная семья (рассказ «Книга жалоб и обожаний») кажется семьёй ангелов, ну разве что с милыми человеческими слабостями.
Много рассказов о любви, патологической ревности и о чувстве вины, делающем человека рабом. Это отнюдь не клинические случаи из психиатрической практики. Все страсти, бушующие в них – не отклонение, а неотъемлемое свойство человека (серия рассказов так и называется «Извращений не бывает»).
Мир Виктории Райхер может сначала показаться призрачным: там действуют и молятся о близких люди, ушедшие в мир иной; там в «зоопарке» живут престарелые родители; там человека спасает собака, которой не было; там не раздвоение личности, а наоборот – разные личности сливаются в одну. Многие истории написаны стихами, которые разрывают душу.
Но чем ближе к концу книги, тем светлее становится мир и юмор автора: во время чтения рассказа «Сделка» начинаешь улыбаться (но это еще улыбка сострадания); «От сумы, от тюрьмы и от безумной любви» вызывает понимающую усмешку; в рассказе «Облом» блеск авторского юмора нарастает; рассказ «Диктант» (о необыкновенной кошке Евдокии) уже вызывает смех до слёз и самый настоящий катарсис.
Достойным завершающим аккордом является серия рассказов «Смертельный номер» об истории нескольких поколений одной семьи. Вот тут «мысль семейная» расцветает во всей красе. Я просто восхищаюсь этими людьми, которые стоически переносят любые испытания и живут ради своих близких. Когда бабушка главной героини в 74 года сломала позвоночник, она «мило улыбаясь, сообщила врачам и родственникам: «этот диагноз мне не подходит». Понимаете, чуть извиняющимся тоном объясняла Юля качающим головами медсёстрам, у меня такая ситуация в семье, у меня дочь умерла три месяца назад, внучка маленькая осталась, зять, муж — никак не могу я, чтобы у меня был такой диагноз. Поэтому выжить я выживу обязательно, вставать начну как можно раньше, ходить буду, как только смогу».
И встала, и пошла, и внучку вырастила. Без всяких подвигов, просто так надо: семья.
Точку (или многоточие?) в этой книге ставит рассказ «Капитал» – о том, что мир людей делится на отличников и двоечников. Интересно было читать –  и копаться в себе. Как вы думаете со стороны – кто я: отличник или двоечник? А вы?
Исключительная книга – читаешь её, как проживаешь жизнь: тяжело, больно, светло, прекрасно.

Скачать книгу можно ЗДЕСЬ.

7 комментариев:

  1. Спасибо. Обязательно скачаю и прочитаю.
    Хотя в последнее время избегаю рассказов - хочется, как минимум, повести. Только погрузишься в сюжет, а уже финиш)

    ОтветитьУдалить
  2. Отхохотала и отплакала. Шуршала страничками, получала удовольствие. Спасибо Наталии Шестерниной, моей доброй Снегурочке.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Вам за "наводку"! Пути книг неисповедимы, но все они идут через людей. Не было бы Вашей новогодней истории, не знала бы я о Виктории Райхер.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Елена! Книгу дочитываю, "смакую", стараюсь растянуть удовольствие... Спасибо за интересный отзыв! С электронной версией согласна полностью, но бумажный вариант не нашла:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, книга была издана небольшим тиражом, допечаток не было. Поэтому бумажный вариант сейчас - библиографическая редкость. Очень жаль, конечно - книга стоит того, чтобы тираж был больше. Рада, что Вы её прочитали!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Елена! Случайно забрела и зачиталась. Ваши рецензии оказались для меня как нельзя кстати, дело в том, что я с детства люблю читать, а сейчас у меня кризис - перечитываю старый багаж, а на что обратить свой взор в новой литературе никак не определюсь. Вы мне помогли. Буду вашей ПЧ, :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла, у меня такая же ситуация была полтора года назад: только перечитывала старое, любимое. А летом 2013 года наткнулась на этот проект: "Читать не вредно - вредно не читать", где предлагалось читать по одной новой книге в неделю и писать о ней отзыв. Решила попробовать - получилось, тем более - все участники проекта писали такие заманчивые отзывы, что моя проблема выбора новых книг для чтения отпала сама собой. Рада, что мои отзывы Вам пригодились!

      Удалить